Применение кросс-технологий ситуационного центра в дисциплине «Семейное консультирование»: рефлексивный анализ
Применение кросс-технологий ситуационного центра в дисциплине «Семейное консультирование»: рефлексивный анализ.
Чернявская Валентина Станиславовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры Философии и юридической психологии ВГУЭС
Ключевые слова: кросс-технологии ситуационного цента; семейное консультирование; проектная деятельность; студенты-психологи
Настоящая статья отражает некоторые аспекты опытно-экспериментальной работы, которая ведется в последние годы во ВГУЭС. Статья состоит из двух частей, первая отражает обоснование новых методов - кросс-технологий ситуационного центра, написана научным руководителем проекта и одновременно ведущей дисциплину «Семейное консультирование»; вторая написана студентами и позиционирует их видение работы проведенной в конкретной группе по конкретному предмету.
Key words: cross-technology of situation cent; family counseling; project work; students-psychologists
This article reflects some aspects of experimental work conducted in the recent years in VSSU. The article consists of two parts, the first reflects the rationale of new methods of cross-technologies of the situational center of written scientific Director of the project and simultaneously leading discipline «Family counseling»; the second was written by students and positions of their vision for the work carried out in a particular group in a specific subject.
1.Обоснование применения кросс-технологий ситуационного центра для образования психологов
Обучение психологов в вузе имеет свою специфику. Будущая профессиональная деятельность психолога предполагает, что главным инструментом деятельности психолога является его личность. Профессиональные знания, умения, навыки и компетенции, в этом смысле, являются общей для всех выпускников вуза целью, а развитие личности - почти исключительно - необходимо для будущих психологов. Вывод о том, что психологов нельзя учить так же, как и всех остальных студентов, приходит на ум довольно быстро. В реальности же студенты-психологи учатся почти так же, как и все остальные студенты. Конечно, учебный план, с которым спорить сложно, диктует экономичную модель образования, в рамках которой дифференциация общекультурных дисциплин на ранних этапах образования отсутствует. Однако, на протяжении дальнейшего образования, в частности – в циклах общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специализации появляется возможность изменить образовательные методы в пользу наиболее соответствующих будущей профессии.
Как показывает практика, развитие информационного общества и широкое внедрение информационных технологий в образовании не приводит к повышению его качества. В чем причина этого? На наш взгляд причина этого лежит в технократизме решений, принимаемых на уровне управления и стратегий, действующих в образовании. Результаты этого проявляются в том, что преподаватель в меньшей степени заботится о смыслах и ценностях будущего специалиста - (как и другого учащегося). Воспитательный потенциал учения минимизируется. Это может вести как к выработке студентом самостоятельных ценностно-смысловых детерминант, так и к пренебрежению ценностями- прагматизме и цинизме.
Вместе с тем, история Российского образования свидетельствует о том, что в прошедшем веке было немало разработок связанных с использованием таких методов групповой работы, которые создают среду для становления ценностно-смысловых основ личности учащегося, будущего выпускника.
Современные информационные технологии могут быть использованы для развития личности студента- психолога. Более внимательное отношение к методам и технологиям организации коллективной проектной деятельности с использованием возможностей новых информационных технологий, технологий ситуационного центра позволяет ставить и решать проблемы развития не только компетенций в решении малоструктурированных задач, но и создания среды для развития ценностно-смысловой сферы личности [1].
При этом любую деятельность, осуществляемую в условиях технологий ситуационного центра можно рассматривать, как проектную, то есть целью такой деятельности является создание проекта в виде решения, программы действий, научной разработки, видеофильма и т д.
Кросс-технологии ситуационного центра, разрабатываемые межрегиональным коллективом под руководством руководством профессора В. А. Филимонова и в определенной мере- автора настоящей статьи и, предназначены для эффективной организации коллективной проектной деятельности в условиях ситуационного центра. В настоящее время разработчики используют термин «кросс-технологии», который более точно отражает принципиальные особенности рассматриваемого подхода. В течение последних трех лет в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Владивостокский государственный университет экономики и сервиса" ведется работа по применению технологий ситуационного центра в профессиональном образовании будущих информатиков и психологов [2,3]. В частности в 2012 году была выполнена научно-исследовательская работа «Педагогические факторы и психологические механизмы развития стратегического мышления студентов: разработка и внедрение кросс-технологий в вузе».
В.А. Филимонов описывает основные составляющие технологии рефлексивного театра ситуационного центра следующим образом:
1. Ситуационный центр в виде программно-аппаратного комплекса, сконцентрированного в одном месте. Для учебно-научного центра вполне достаточно наличие компьютеров со стандартным набором программ, подключенных к сети Интернет в учебной ауди-тории, проектора, экрана и интерактивного экрана.
2. Сервисная команда ситуационного центра - коллективный ре-жиссер.
3. Эвристика, когнитивная графика.
4. Рефлексивный анализ.
5. Соционика.
6. Профили компетентности.
7. Роли и маски членов проектных групп и сервисной команды.
8. Видео: запись, конференции, тренинг [4].
Одной из важнейших составляющих технологии СЦ является специально обученная сервисная команда, управляющая коллективной проектной деятельностью. Сервисная команда, как уже было описано ранее, состоит из методолога, планшетиста и игротехника.
Рассмотрим более детально некоторые особенности должностных обязанностей каждого из членов сервисной команды и специфику их подготовки.
Методолог анализирует информацию на предмет соответствия (несоответствия) стандартам, фиксирует противоречия в определениях и высказываниях, помогает «наводить мосты» при обсуждении комплексных многодисциплинарных задач узкими специалистами.
Планшетист отвечает за организацию информационного потока на полиэкранах, поиск информации, работу в сети, а также за создание прототипов моделей в реальном времени коллективного исследования. В его задачу также может входить формирование виртуального СЦ из подручных материалов, например, имитация полиэкранов, организация выхода в Интернет через мобильный телефон и т. п.
Игротехник обеспечивает психологическую поддержку коллективной работы. Необходимое количество функциональных мест определяется задачей, наличным оборудованием и размерами группы клиентов.
Организация коллективной проектной деятельности с помощью технологий РТСЦ включают в себя следующие этапы:
1. Конкретизация и формализация цели и задач проекта.
2. Разработка сценария «проектного сериала» – создание прототипа проекта, определение основных этапов его выполнения.
3. Создание концепции режиссерского решения «проектного сериала»: выбор театрального реквизита, отбор художественных средств (фрагменты музыкальных и художественных произведений, видеофильмов и т.д.).
4. Отбор художественных или логических средств для создания рефлексивных комментариев, сопровождающих каждый этап работы над проектом.
5. Построение психологических портретов и характеристик компетентности все участников проекта: членов проектной группы, экспертов, заказчиков, членов сервисной команды и др. (система «зеркало»).
6. Распределение ролей между участниками проектной группы в соответствии с их индивидуальными особенностями (идеолог, исполнители конкретных задач, популяризатор и др.).
7. Организация работы над проектом в соответствии распределением ролей, рефлексивный анализ каждого этапа работы и корректировка результатов деятельности в соответствии с поставленной целью.
8. Создание отчета по результатам выполнения проекта и презентации.
9. Экспертиза проекта. Публичная презентация и экспертиза результатов выполнения проекта осуществляется с учетом ролевых особенностей всех участников проектной группы (заказчики, эксперты, исполнители и т.д.).
2. Реализация проекта «Модель успешного семейного консультирования»
Очередная работа «Ситуационного центра» со студентами пятого курса специальности «Психология» прошла на пятом курсе в ходе дисциплины «Семейное консультирование» (которую ведет профессор Чернявская В.С.).
Студенты пятого курса, студент четвертого курса - игротехник и аспирант, которые составили проектную и сервисную группы, работали над новым проектом «Модель успешного семейного консультирования». Целью работы было создание фильма, где бы были отражены примеры успешного психологического консультирования, связанные с решением семейных проблем, соответственно данное исследование-фильм стал бы примером для молодых специалистов, собирающихся реализовать себя в психологии. Наша группа участвовала в работе технологий ситуационного центра уже второй раз. Первый раз - это было на четвертом курсе, в ходе дисциплины «Педагогическая психология», поэтому мы были оптимистично настроены относительно предстоящей работы.
Работа проходила в несколько этапов.
Первый этап: были выбраны три эксперта из присутствующих. Игротехник отвечал за то, чтобы обсуждение по созданию сценария фильма, сюжетной линии и прочее проходило в корректной форме, конфликтов и возможных обсуждений вне компетенции проектной работы не было. Методолог отслеживал те пути, которые выбирали разработчики проекта, а также предлагал свои. Главный эксперт внимательно слушал и запоминал все, что происходит в ходе обсуждения, чтобы в конце работы подметить ошибки и дать обратную связь.
Второй этап: обсуждение сюжета фильма. Этот этап стал одним из самых ранних, так как сюжет фильма – это то, что определит конкретику основного элемента показанного в фильме, то есть психологического консультирования (вид, методы, техники, длительность и т.п.) Итак, в ходе обсуждения построенный сюжет выглядел следующим образом: молодая семейная пара (ему 35, ей 27) живут вместе, имеют средний достаток, живут отдельно от родителей. Супруга работает врачом-хирургом, супруг работает в банковской сфере. Вместе живут уже около года. Основная проблема: муж хочет ребенка, жена – нет. Мотивирует отказ тем, что хочет стать ведущим хирургом в городе.
Третий этап: уточнение проблемы, формирование запроса и консультативной гипотезы. На этом этапе были определены четкие границы конфликта между супругами. Несоответствие желаний, которые угрожают будущему семьи: супруга-карьеристка, желание самореализоваться, супруг хочет стать отцом. Запрос супруги: «у него много денег, а я хочу доказать себе и ему, что я тоже могу их зарабатывать». Запрос супруга «у меня есть деньги, чтобы обеспечить семью, а возраст у меня не юношеский, хочу стать отцом» Консультативная гипотеза: понять ситуацию, в которой сейчас находятся супруги, супруги готовы к созданию семьи, но возможно не слышат друг друга.
Четвертый этап: этапы консультирования, методы и методики, применяемые психологом. Этот этап был одним из самых длинных и сложных в работе. Игротехнику часто приходилось вмешиваться, улаживая возникающие споры, методолог предложил несколько эффективных техник работы в «семейном консультировании». Этапы консультирования; встреча и приветствие: прибытие семейной пары на консультацию, расположение клиентов. Начало консультирования: активное слушание, присоединение к клиентам, определение проблемы, запроса, постройка консультативной гипотезы. Применение методов и методик семейного консультирования: техника семейного договора, основной смысл которой, договориться или найти компромисс, что позволит изменить отношение к желаниям супруга и понять их. Методика выработки альтернатив, здесь клиенты погружаются в образ своего желаемого будущего, то есть у него появляется ребенок, у нее карьера ведущего хирурга в городе. И задаются вопросы о чувствах, о мыслях, эмоциях, ощущениях каждого из супругов. И соответственно у супругов вырабатывается представление общей модели счастливой семьи. Завершение консультирования: прощание с клиентами.
Пятый этап: до и после консультирования. На данном этапе разработчики проекта предложили следующую идею: консультант до работы с нашими клиентами имел проблемы с деньгами, обстановка его рабочего места оставляла желать лучшего, но спустя год после проведения серии удачных консультационных работ с клиентами, консультант явно поправил свое материальное положение. Супруги, прошедшие консультацию психолога тоже будут показаны на экране спустя год.
Шестой этап: формат фильма, видео, звук, костюмы и т.д. Местом проведения общим голосованием группы был выбран ВГУЭС, его учебные аудитории, кампус университета. «Фильм станет короткометражным»- решили мы. Его длительность может составить не более 10 минут. Фильм будет в черно-белом градиенте, голоса актеров будет заменены закадровыми эффектами, а общение консультанта и клиентов будет невербальным.
Итоги обсуждения были подведены тремя экспертами, которые показали группе весь пройденный путь к созданию сценария фильма. Также они поделились своими впечатлениями об участии в проекте, как эксперты группы. Прошел подбор актеров на роли в учебном фильме. В настоящий момент работы по проекту «Модель успешного семейного психологического консультирования» завершены (в январе), когда экзамен по дисциплине уже был сдан. Финальная версия фильма представлена http://youtu.be/Lfpp4C1FxOY
Получена положительная рецензия на фильм от Анатолия Фоменко, президента киностудии «Отклик тени» Рефлексивного театра ситуационного центра (г. Омск)
Список использованной литературы
1. Чернявская В.С. Образовательные факторы и психологические механизмы развития стратегического мышления студентов: разработка и внедрение в вузе информационных рефлексивных кросс-технологий / Мир науки, культуры, образования №6 (37), 2012- С.316-318
2. Чернявская В.С., Малахова В.Р., Несмеянов С.Г. Кросс-технологии в развитии психологических механизмов рефлексии и метакомпетенций студентов / Мир науки, культуры, образования №6 (37), 2012- С.314-316
3.Слугина Н.Л., Чернявская В.С. Кросс-технологии в развитии профессиональной рефлексии на примере студентов направления «Прикладная информатика» / Мир науки, культуры, образования №6 (37), 2012- С. 310-311.
4. Кросс-технологии ситуационного центра в управлении коллективной проектной деятельностью/ Мухаметдинова С.Х., Филимонов В. А. / Омск: Омский государственный институт сервиса, 2012.- 130 с.: С.110-111.